Evgeniy (evgeniykoval) wrote,
Evgeniy
evgeniykoval

7 способов отличить реальную новость от фейка

«Брэд Питт съел Анджелину Джоли!», «В зоопарке Тель-Авива слоненок родил ваххабита», «Барак Обама легализовал линчевание негров» — сотни кричащих заголовков мы видим ежедневно, но не всегда способны разобраться, что из них вымысел, а что — плод больной фантазии.

Способность отличать правдивую информацию от лжи зависит далеко не только от интеллекта читателя. В частности, тут важно и его социальное окружение. Проведенные эксперименты доказали, что если люди вокруг поголовно кричат, что пингвины оранжевые, то даже закоренелые скептики в конце концов согласятся с данным утверждением. Другие факторы тоже играют свою роль: важен авторитет источника и даже страна проживания (в России уже точно никто и ничему не удивляется, здесь случается всё!).

Количество фейков в Интернете в настоящее время достигло критической массы, их плодят все: шутники, лгуны, пиарщики, бойцы информационного фронта, охотники за лайками, прирожденные сплетники, больные фантазеры, а то и автоматические бредогенераторы. Вот ты, например, знаешь, что в сентябре спецслужбы арестовали в Канаде два суперкомпьютера, которые ежедневно вбрасывали в Интернет от 700 до 950 фальшивых новостей, состряпанных по интеллектуально-матричному алгоритму Штельцмана — Вульберга? Это позволяло управлять курсом акций и недурно зарабатывать на колебаниях фондового рынка.

Если ты не в курсе той скандальной истории, неудивительно: мы ее только что придумали сами! Как и алгоритм Штельцмана — Вульберга.

И все же кроме интеллекта, скептицизма и интуиции разобраться в потоке лжи тебе поможет следующее краткое руководство.

1. Анализируя истинность новости, всегда иди к первоисточнику информации. Если новость или статья по миру расползлась с желтых таблоидов (Daily Mail, The Sun, «Жизнь», «Твой день»), это уже повод насторожиться. Нередко по Интернету расходятся сенсации, выдернутые и вовсе с юмористических сайтов вроде The Onion, Hobosti или из первоапрельских статей журнала MAXIM. Названия многих фейковых сайтов звучат на первый взгляд солидно, что и сбивает копипастеров с толку: Empire News, Empire Sports, Huzlers, National Report, The Daily Current, The Wyoming Institute of Technology и World News Daily Report.

2. Если название сайта-первоисточника тебе ни о чем не говорит, прежде чем репостить новость, изучи соседние статьи и новости данного ресурса. Чуть ли не в каждом втором случае обнаруживается, что лента ресурса забита новостями сродни «Николас Кейдж спит с резиновой куклой-копией Луи де Фюнеса».

3. Проверяй горячую сенсацию на заведомо авторитетных ресурсах. Завидев строки «Владимир Путин подал в отставку», ты должен тотчас интуитивно и рефлекторно идти на ведущие СМИ и информагентства России, Европы, Британии или Америки (BBC, Reuters, RIA, Associated Press). И если там об этом ни слова, то, скорее всего, ты стал жертвой ложной тревоги.

4. Тревожный индикатор фейка — когда новость содержит какое-то серьезное и чрезвычайно громкое предсказание, вроде «Вулкан уничтожит Исландию в ближайшую зиму» или «В 2050 году в Москве останется лишь 2% русских». Как правило, именно за подобными пророчествами маячит тень неизлечимых фантазеров. А резонанс зато каков! Особенно много подобных фейков всплывает в период, когда тема горяча, — допустим, в момент эпидемии очередного птичьего гриппа нам параллельно грозит эпидемия панических заголовков «Мы все умрем, лекарства нет!».

5. Не ведись на заголовки, анонсирующие неслыханные панацеи и прорывы в медицине: «Средство от рака найдено в поджелудочной железе инфузории туфельки!», «Автомеханик из Челябинска изобрел искусственную кровь». Сенсации о здоровье и медицине генерируют богатый трафик, поэтому являются вечной темой для спекуляций и обманов.

6. Особенно будь осторожен с соцопросами. Задорный заголовок «78 процентов россиян никогда не ходят в туалет» на поверку может оказаться чем угодно — как неверно интерпретированным исследованием авторитетного агентства, так и нелепым опросом десяти завсегдатаев бобруйского наркодиспансера.

7. Самые скандальные и быстро распространяемые фейки или носят панический характер, или обращаются к неведомым теориям заговоров, или обещают невообразимые потрясения в нашей жизни. По сути, это разводка и спекуляция на темах, которые близки каждому. Однако самая критичная категория — новости, которые злят. Если после чтения сообщения «В России запретят зарплаты» («В армию будут призывать детей с 10 лет», «Вводится штраф за мат в телефонном разговоре»), у тебя возникло желание стукнуть стулом по монитору и обратиться с пламенной речью к своим френдам, велика вероятность банальной разводки. Сделай паузу, выпей стакан холодного дигидрогена монооксида, успокойся и внимательно прочти первоисточник.

Источник: Журнал MAXIM
Текст: Олег «Апельсин» Бочаров


Tags: медиа, сми
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments